Мотивация или стимулирование
Слово «мотивация» становится до неприличия избитым. Все больше деловых встреч руководителей, в конце концов, сводятся к персоналу и его мотивации. При этом значение самого понятия «мотивация» уже несколько размывается.
Давайте не будем забывать, что мотивы любого сотрудника, как и просто личности, хранятся у него глубоко внутри. Мотивы жить так или иначе, делать что-то с соответствующим качеством и говорить какие-то слова у каждой личности свои индивидуальные и не всегда познанные им самим. Изменяться этот комплекс мотивов (мотивация) в течение жизни человека может, однако изменять извне его довольно сложно. А изменять его в нужном вам направлении – сложно вдвойне. Такой техникой обладают только гениальные лидеры, чувствуя сущность человека и умело направляя его в нужное русло.
Научить этому невозможно. Как можно научить зажигать звезды? Однако существуют гении от природы, которые «горят» сами и зажигают окружающих своими идеями. Вспомните примеры Гитлера и Сталина. Вот уж кто умел зажигать и мотивировать массы! Вдумайтесь, массы – это несколько миллионов человек, которые вдохновленные и «зажженные» такими лидерами меняли свою жизненную мотивацию, предавали религию и отдавали свои жизни за их идеи.
Нет, к такому разжиганию пожарищ я вас не призываю. Но если вам дано вести за собой с помощью слов, взглядов, личного примера, то дальше читать эту главу нет большой необходимости. У вас и так есть преданные сотрудники, готовые и «в огонь и в воду». Если же ваше обаяние буржуазии распространяется не на всех, если у вас в компании работает такое количество людей, что не всех вы знаете в лицо, а производственные митинги – не ваша стихия, то лучше ознакомиться с технологиями процесса и принудить пользоваться ими ваших ТОП и линейных менеджеров.
Кнут и пряник
Методы воздействия на персоналии, о которых обычно идет речь, касаются стимулов. По сути все достаточно просто – неизменным остается метод кнута и пряника. И если бы не пал рабовладельческий строй несколько тысяч лет назад, то для вас, как для рабовладельца-работодателя, этого нехитрого набора было бы вполне достаточно. Но на вашу беду примерно 150 лет назад царский режим отменил и крепостное право. И вот они сложности. Разбирайся теперь, какой адекватный кнут можно использовать и как сопоставить размеры вашего возможного пряника с желаемым пирожным работника. По сути системы мотивации, с которыми работают компании – это компромисс между желаниями работников и возможностями их бизнеса.
Так вот, все техники стимулирования помогают выбрать работодателю кнут и пряник, а также правильно презентовать их сотрудникам.