Итак, отчет о прибыли выглядит следующим образом:
Валовый доход | |
МИНУС | |
Себестоимость отгруженной продукции | |
РАВНО | |
Маржинальный доход | |
МИНУС | |
ФОТ | |
Аренда | |
Транспорт | |
Реклама | |
И т.п. | |
РАВНО | |
Операционная прибыль | |
МИНУС | |
Амортизация | |
Проценты за кредит | |
РАВНО | |
Прибыль до налога на прибыль | |
МИНУС | |
Налог на прибыль | |
РАВНО | |
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ |
Ниже текст, предназначенный только для специалистов, занимающихся учетом.
Было еще несколько «уловок», которые я применила на этапе создания первого упрощенного отчета о прибыли.
С оптовой торговлей было не так все просто. Здесь работали отгрузки с отсрочкой платежа. И даже не совсем так. Была неформальная договоренность с каждым оптовым покупателем, что он может вернуть товар, который у него не продастся. Таким образом фактически товар раздавался на реализацию. Однако, из-за несовершенства нашего учета и еще большего несовершенства учета принимающей стороны, ни о каких отчетах о проданных товарах, как того требует учет реализации, не могло быть и речи. Компания производила по документам отгрузку товара с отсрочкой платежа, а в случае неудачи, проводила документально возврат товара.
В сложившейся ситуации собственник был категорически против приравнивать сумму отгруженной продукции к валовому доходу. Если учесть тот факт, что бонусы ответственных менеджеров базировались на чистой прибыли. И мы придумали такой «искусственный» способ. Валовым доходом считали деньги, которые зашли от покупателей в отчетный период, а себестоимость проданной продукции считали «от обратного». Брали отчет о продажах (отгрузках) в этом же периоде и получали процент маржинальности, с которым отгружалась продукция. Применяли этот же процент к полученным деньгам и считали таким образом себестоимость и маржинальный доход.
Например, за месяц отгрузили товара на 2000 единиц. Себестоимость отгруженной продукции была 1500 единиц, соответственно маржинальный доход 500 единиц. Коэффициент маржинальность получаем путем деления маржинального дохода (в простонародии маржи) на валовый доход, т.е.
500 / 2000 = 0,25 или 25%
Возвращаемся к отчету о прибыли.
Допустим, в отчетный период покупатели заплатили 3000 единиц.
Находим маржинальный доход:
3000 * 0,25 = 750 единиц.
Таким образом получаем сумму маржинального дохода, который дальше используем в отчете о прибыли.
Что касается бизнеса услуг, то на первом этапе мы договорились считать все затраты операционными без учета себестоимости. Что было не далеко от действительности, поскольку бизнес был медицинским педиатрическим и никаких дорогостоящих материалов в структуре себестоимости не состояло.
И еще одна идея, которая спасла нас от учета производства. Компания решила попробовать развивать свое швейное производство. Купили две швейные машинки, посадили две швеи и одного закройщика-руководителя. И стали тренироваться шить. Вы можете себе представить, какая поначалу была прибыль от этого мероприятия и как бы она могла перекрыть ресурсы, необходимые для качественного производственного учета.
Однако, не учитывая затраты на производство совсем и продавая продукцию в нашей розничной сети, мы не смогли бы сделать выводы о его прибыльности.
Была придумана следующая схема. Был создан в учетной программе поставщик «Производитель одежды». Все деньги, которые компания выдавала на производство одежды, списывались как выплата этому поставщику. Когда продукция выходила со склада и поступала в розничную сеть, в учетной базе создавалась накладная – приход от данного поставщика. Цены на товар, которые были указаны в накладной, должны были соответствовать себестоимости продукции, которую в ручном режиме калькулировала начальник производства.
Таким образом, анализируя период мы могли увидеть сколько денег было потрачено на производство и на какую сумму была поставлена от них продукция. Если существовала разница, то она должна была «оседать» на складе незавершенной продукции – в виде ниток, отрезов тканей и т.д. Если после переучета незавершенная продукция разницу не покрывала, то это считалось операционными затратами и списывалось на затраты подразделения. При этом начальнику производства ставилось на вид, что калькуляция себестоимости производится не качественно.
Таким образом учет велся до тех пор, пока производство не стало действительно приносить значительные суммы, способные покрыть затраты на его нормальный классический учет.
Так в компании зародился подход управления прибыльностью.
Оглядываясь назад, я прекрасно вижу насколько несовершенен и не точен был отчет на тот период. Но не получив такой «примитивный» отчет, компания не могла бы управлять бизнесом и строить его дальше. А вместе с ростом компании у нее появлялись средства на необходимые ресурсы для построения грамотного, красивого и точного учета. Я не думаю, что существует много компаний на свете, которые могут сразу выделить необходимые ресурсы на построение качественного учета.